МАССАЖ И РАСТЯЖКА МЫШЦ
избавление от боли
оздоровление
гимнастика


Важность чистого воздуха
Важность солнечного света
Тепло в организме
Важность чистой воды
Обмен веществ в организме
Как правильно одеваться
Как правильно спать
Об образе жизни
Важность движения
Важность отдыха
О закаливании
Как закаливать детей
Как мыться и ухаживать за кожей
Баня
Почему люди болеют
Как оградить себя от болезней
Общие правила здрового образа жизни
Естественное оздоровление
Водолечение по методу Приснитц
Водолечение по методу Шрота
Водолечение по методу Рикли
Водолечение по методу Кнейпа
Оздоровление голоданием
Оздоравливающий отдых
О разных системах лечения
Лечение лихорадки
Причины простуды
Нервные заболевания
Меры при эпидемии
Уход за больными людьми
Диета при болезни
Польза хлеба с отрубями

Диета больных. Правильное питание при болезни


При очень многих болезнях хорошие рецепты немецкой кухни приносят
решительно больше пользы, чем весь багаж латинской кухни, не приносящей
ничего, кроме одних микстур, пластырей, мазей и т. п.
Доктор медицины ИОСИФ ВИЛЬ

Из первых глав этой книги мы уже знаем, что для здорового человеческого тела чрезвычайно важно правильное питание, имеющее целью ввести в организм те вещества, из которых он постоянно возобновляется и из которых он образует кости, мышцы, связки, нервы, кровь и соки, другими словами — материал для теплопроизводства, дыхательной деятельности, выделительных процессов и т. д.
Но еще несравненно важнее подходящее питание заболевшего организма, особенно же, если мы примем во внимание, что болезнь, может быть, всецело или, по меньшей мере, главным образом обязана своим возникновением грубым диетическим погрешностям. Даже и «наука» не могла отрицать того, что кухня для больного часто важнее аптеки, и благоразумные врачи, желая излечить известные, особенно хронические болезни (тучность, сахарная болезнь и т. д.), ограничиваются тем, что сажают больных на «диету». К сожалению, как я уже не раз говорил в этой книге, наука погрешает в самом взгляде на характер питания, так как, сравнивая человеческий организм с химической ретортой, она мало или недостаточно обращает внимание на физиологические процессы, совершающиеся в организме, и правильное питании ставит в зависимость от преимущественного введения таких веществ, из которых главным образом состоит живое человеческое тело, т. е. белков, жиров и воды. У постели больного при остро протекающих болезнях наука все еще придерживается мясного культа. Чем слабее больной, тем концентрированнее бульон, тем крепче вино. Даже умирающих часто услаждают шампанским и клистирами из шампанского, по всей вероятности для того, чтобы придать им храбрости для перехода в «лучший» мир. О, святая простота! Не белки (азотистые вещества) поддерживают человеческий и животный организм (как это доказали физиологи), но главным образом углеводы. Всякое растение, служащее пищевым средством, содержит больше углеводов, чем мясо, содержащее более белковых веществ и лишь немного углеводов.
Разумеется, в реторте можно получать белки только из тех веществ, которые содержат их в выделяемом состоянии: это — химический процесс. В животном же организме большие количества белков образуются из веществ, состоящих по преимуществу из углеводов, воды и т. д. и из сравнительно небольшого количества белков; это физиологический процесс. Богатые белками тела животных, питающихся исключительно растительной пищей (домашний скот), являются прекрасным доказательством справедливости только что сказанного.
Чистый мясной бульон, стало быть — без прибавки растительных веществ, совершенно не содержит углеводов; поэтому «самый крепкий» бульон имеет меньшую питательность, чем «самая жидкая» картофельная похлебка. С другой стороны, мясной бульон содержит возбуждающие вещества и потому вреден для больных; он их возбуждает. Тогда медик говорит: «бульон подкрепляет больных». За возбуждением, естественно, следует расслабление. Что же, молчит тогда медик!? Нет, он говорит кое-что и делает кое-что, он прописывает еще более «укрепляющую» пищу, вино и т. д. И так продолжается до тех пор, пока победа не остается или за болезнью, или за жизненной силой организма. Не буду, однако, здесь долго заниматься «остроумными» научными способами лечения. Диета для больных, предписываемая естественным методом лечения, понятным образом, совершенно отлична от научной диеты. При некоторых болезнях она безусловно запрещает мясное питание; в других случаях она допускает смешанную, но преимущественно растительную пищу. Что же касается чисто мясной диеты, которую доктора предписывают при многих болезнях (катар желудка, тучность (лечение по способу Бантинга) и т. д.), то таковая ни разу не входит в предписания естественного метода лечения.

Главнейшее правило питания для больного, согласно сущности естественного способа лечения, гласит: никогда не заставляй больного есть, если у него нет аппетита; а больной обыкновенно не имеет аппетита или же имеет лишь небольшой аппетит. Ухаживающие за больным часто видят свою «священнейшую» обязанность в том, чтобы заставить его поесть. Тогда, вследствие излишнего баласта, лихорадочный жар только усиливается, и даже легко перевариваемая пища становится трудно перевариваемой. Вся жизненная сила больного «призвана» к борьбе с болезнетворными началами; она должна привести их в движение, растворить, сжечь и выделить. Благодаря этому, наступает приостановка или замедление в известных органических отравлениях, например, в деятельности желудка вследствие недостатка выделения желудочного сока и изменения его состава, что и обуславливает потерю аппетита. Если при таком состоянии желудка ввести в него пищу, то не только пища переваривается лишь крайне несовершенно и в сопровождении разнообразнейших расстройств, не только недостаточно переваренные вещества увеличивают количество посторонних веществ, находящихся в брожении, но и органическая или жизненная сила организма, ввиду необходимости затрат сил для акта пищеварения, совершенно или в значительной степени отвлекается от своей деятельности, направленной на уничтожение болезневозбудителей и подготовление их к выделению.
Нередко больной ощущает аппетит к каким-либо особым кушаньям и напиткам. В иных случаях и разум, и опыт велят следовать этому указанию самой природы. Автор;, известны люди, которые выздоравливали после того, как съедали известные вещи, например, кислую капусту, соленые огурцы и т. п. Поэтому, когда больной выказывает резко выраженную наклонность к тому или иному кушанью, надо лишь ограничивать его в количественном отношении.
Когда опыт показал, что данная пища приносит ему пользу, что, значит, налицо имеется несомненное доказательство вновь пробуждающегося здорового инстинкта, то нужно постепенно увеличивать приемы такой пищи.
При всяком лихорадочном или воспалительном состоянии надо есть возможно меньше. Как я уже говорил, в этом случае выделение желудочного сока или совершенно прекращается, или значительно уменьшается, а потому пищеварение становится несовершенным или невозможным. С другой стороны, больные испытывают сильную жажду. Следует давать им столько воды, сколько они пожелают выпить, при известных условиях — свежую воду, взятую только что из источника, но пить непременно глотками. Сахарная вода отнюдь не особенно полезна, так как сахар принадлежит к веществам, способствующим образованию теплоты. Наоборот, можно рекомендовать кисловатые напитки, особенно воду с лимонным соком и небольшим количеством сахара, лимонада и т. п.
Когда по прекращении жара или при ослаблении лихорадки появится истинное желание поесть, надо сначала давать водяной суп из разваренного хлеба. Ввиду того, что при лихорадке уменьшается и количество выделяемой слюны, следует избегать в это время пищи, состоящей преимущественно из крахмала, так как известно, что именно слюна и переваривает крахмал. Особенно можно посоветовать простоквашу и приятно освежающие супы из плодов, охлаждающие и очищающие кровь и соки: из яблок, груш, слив, вишен, черники, малины, шиповника и бузинных ягод. Для разнообразия служат так называемые холодные напитки, каковых также есть немало, а именно из голубики, земляники, малины, вишен, слив и т. д. Время от времени можно давать компоты из свежих и сушеных фруктов, но эти компоты не должны быть слишком сладки. После этого больной может начать есть каши из риса, манной крупы, ячменя, овса и т. д., сваренные на молоке или с плодами.
Если выздоровление подвигается вперед, то .можно перейти к легкопереваримым, но не пучащим сортам овощей, приготовляя их только с маслом и небольшим количеством соли; наряду с этим дают картофель в мундире или тертый, далее немного нежирной телятины, баранины или говядины. Затем можно перейти к плодам бобовых растений, но есть лишь в протертом состоянии, т. е. без шелухи. Время от времени можно давать дичь (четвероногую), нежирную птицу, рыбу с нежным, нежирным мясом, нежирную сырую ветчину, слабо приправленную пряностями, ветчинную колбасу (в небольших количествах), одно-два яйца всмятку и т. п. Во время выздоровления, при всяком приеме пищи, надо есть черствый пшеничный хлеб, еще лучше — хлеб из муки с отрубями, медленно пережевывая его и хорошо перемешивая со слюной.
В остальном следует соблюдать указания и предписания, приведенные мною относительно целесообразного питания в первых трех главах этого сочинения. Они ровно пригодны как для больных, так и для здоровых. Надо бросить роковое заблуждение, будто больной может выздороветь только при укрепляющем питании мясом, мясными экстрактами, пивом, вином и т. д. Ничто не действует вреднее на больного и не замедляет его выздоровления в такой степени, как эта злополучная рутина. Силу дает нам не то, что мы съедаем, а то, что мы перевариваем и усваиваем. Как для больных, так и для здоровых пища должна быть чистой, простой, здоровой и приготовленной без ухищрений. Чистая пища дает чистую кровь, чистые соки и крепкие нервы, а нервы ведь это носители жизненной силы, т. е. самой жизни.