МАССАЖ И РАСТЯЖКА МЫШЦ
избавление от боли
оздоровление
гимнастика


Важность чистого воздуха
Важность солнечного света
Тепло в организме
Важность чистой воды
Обмен веществ в организме
Как правильно одеваться
Как правильно спать
Об образе жизни
Важность движения
Важность отдыха
О закаливании
Как закаливать детей
Как мыться и ухаживать за кожей
Баня
Почему люди болеют
Как оградить себя от болезней
Общие правила здрового образа жизни
Естественное оздоровление
Водолечение по методу Приснитц
Водолечение по методу Шрота
Водолечение по методу Рикли
Водолечение по методу Кнейпа
Оздоровление голоданием
Оздоравливающий отдых
О разных системах лечения
Лечение лихорадки
Причины простуды
Нервные заболевания
Меры при эпидемии
Уход за больными людьми
Диета при болезни
Польза хлеба с отрубями

Как оградить себя от болезней


Если холод и зной, буря и дождь твои враги,
то в том виновато твое враждебное отношение к ним.
Заключи с ними мир, и они превратятся в твоих друзей.
Они закалят тебя, дадут силу сопротивляться
болезнетворным влияниям, воспитают в тебе энергию,
самообладание и жизнерадостность.

Пока культура и цивилизация еще не имели под собою твердой почвы, до тех пор в течение многих тысячелетий человек подчинялся железному закону: «В поте лица будешь ты есть хлеб свой». Тяжелая физическая работа на свежем воздухе в ветер и непогоду, под дождем и палящими лучами солнца, была для человека конечной целью, его жизненной задачей; она делала его сильным, способным к продолжи-тельному труду и сохраняла его здоровье.

В культурной жизни дело обстоит существенно иначе. Вода, пар и электричество почти вытеснили мускульную работу человека и отучили большую часть культурных людей от их природного призвания. Физическая работа стала тягостью и среди интеллигентов считается не соответствующей их достоинству, умственная деятельность поставлена на первый, почетный план, и наша педагогика усматривает единственную цель в умственном развитии юношества, с полным пренебрежением относясь к физическому его развитию. Мы стали считать работу неприятным добавлением к жизни, а комфорт, пошлые удовольствия и чувственные наслаждения / настоящей целью нашего существования; поэтому мы и смотрим на облегчение работы, на сокращение рабочего времени, как на вполне обоснованные требования гигиены и гуманности.
Постепенное изменение здорового, естественного образа жизни в искусственный и болезнетворный совершенно повело к иссяканию родника, и русло весело журчащего ручья жизнерадостности и бодрости духа с каждым днем высыхает все больше и больше В большей или меньшей степени изнеженная конституция культурного создания не в состоянии уже бороться со всеми вредоносными влияниями, непрерывно воздействующими на него, вследствие незнакомства его с законами природы и пренебрежения ими. Организм его утратил способность к надлежащей деятельности жизненных функций, и хилость и болезнь явились неотвратимыми следствиями извращенного образа жизни.

С нашими детьми и внуками дело не будет обстоять лучше, если мы не сумеем с первых дней их жизни оградить их от тех вредных влияний, которые препятствуют правильному развитию отдельных органов, а с тем вместе и всего организма. С другой стороны, дело не пойдет также на лад, если мы не позаботимся о том, чтобы они усвоили себе величайший закон гигиены, который гласит: «человек не занимает в природе какого-либо особого положения, он не есть какое-либо сложное произведение искусства, он — продукт планеты, на которой живет, т. е. земли, он — одушевленный во всех своих частях организм, который развивается, размножается и умирает по самостоятельным, ему присущим, законам, он — организм, отдельные части которого теснейшим образом связаны друг с другом, он — организм, который находится в теснейшем взаимодействии со всем окружающим, а потому подлежит тем же законам природы, как и весь прочий сотворенный органический и неорганический мир».

Таким образом, вернейшая защита от болезней состоит для нас, культурных людей, в том, чтобы ознакомиться с законами природы, жить, руководствуясь ими, и тем сохранять свое здоровье.

В начальных главах этого сочинения, разбирая вопросы о питании, одежде, постелях и жилищах, я уже говорил о большей части тех условий, которые могут сохранить наше здоровье; точно также я уже говорил о влиянии на человеческий организм света, воздуха, воды, тепла, движения, покоя и пр. Мне незачем поэтому повторять все это в настоящей главе, после того как я подробнейшим образом пояснил тебе, дорогой читатель, как надо жить, чтобы оставаться здоровым и предупреждать появление болезней. Здесь я желал бы поговорить собственно о сущности болезней и попутно еще упомянуть об опасностях, возникающих вследствие устранения от человека «мнимых вредных моментов».

Как я говорил в главе «Здоровье и болезнь», человек может оставаться здоровым только тогда, когда его организм будет беспрепятственно и регулярно управляться законами природы. Он во власти этих законов, он живет среди них и благодаря им. Как всякое произведение природы, он стоит в теснейшей взаимной связи со всем окружающим и в известных отношениях даже зависит от него. От всего сотворенного, как и он, органического и неорганического мира, от Животных, растений, воздуха, воды и пр. он получает необходимое для своего существования, сродный его природе, соответствующий его потребностям запас жизненного и образовательного материала; он потребляет, претворяет его в частицу самого себя и в то же время, находясь «в вечном круговороте природы», непрерывно отдает часть своего существа созданному вместе с ним миру, а под конец, умирая, отходит, как часть целого, к целому, буквально исполняя библейские слова: «земля еси и в землю отыдеши!»

Эти явления и проявления жизни имеют определенное направление, определенную правильность в своем течении, и отдельные части (органы) человеческого тела находятся между собой в такой же тесной связи, в таких же взаимных отношениях, как и весь человеческий организм ко всему созданному с ним внешнему миру.

Стало быть, если заболевает один из органов человеческого тела, то, в силу взаимной связи всех частей тела, про-изойдет заболевание и других органов, а также и всего организма. Заболевание желудка, сердца, легкого, гортани, глаза, уха, ноги, руки и т. д. не означает еще здоровья прочих органов или всего организма; в силу взаимодействий всех частей тела в страдание неизбежно вовлекается и весь организм. Как скоро страдает часть тела, нет такой части тела, которая бы не страдала вместе с ней; все дело в том, что, благодаря своеобразному состоянию нервной системы человека, мозг больного получает «уведомление» о заболевании всего организма не одновременно с передачей впечатления о местном страдании, и потому последнее не ощущается больным, как общее страдание.

Что человеческое тело не есть механическое образование, явствует уже из следующего: организм одарен жизнью, которая находится в нем самом, а не сообщается ему другим организмом; механизм же лишен жизни, и единственное про-явление в нем жизни — движение — сообщается ему силой, действующей извне.
Сущность болезни состоит собственно в том, что в теле скопляются инородные вещества, которые, не служат более ни для построения, ни для его сохранения, и которые не покинули в надлежащее время организма через выделительные его органы, т.е. кишки, почки, кожу и легкие. Эти инородные вещества обязаны своим происхождением различным причинам, а именно, или человек съедает больше пищи, чем необходимо для пополнения трат организма, или же он вводит такие вещества, которые не соответствуют его анатомическому строению и физиологическим отправлениям (таковы возбуждающие вещества, спиртные напитки и наркотические вещества, к которым относится и табак и о которых я говорил уже в главах «Что мы должны есть?» и «Что мы должны пить?»).

Затем к числу инородных веществ надо отнести все вредные примеси воздуха, миазматические испарения, которые мы отчасти добровольно, отчасти против воли вдыхаем в больших городах, на улицах и в переулках, в наших плохо или вовсе не вентилируемых спальнях, бюро, конторах, классных комнатах, залах судебных заседаний, концертных и иных театрах, ресторанах, кофейнях и пр., все равно как бы ни назывались эти человеческие хлевы. Эти вдыхаемые яды проникают во все нервы, в каждую фибру нашего существа, отравляют его и отлагаются в виде инородных веществ.

Наконец, как ты, любезный читатель, уже знаешь из главы «Обмен веществ», человеческий организм постоянно и постепенно потребляет часть своего собственного вещества. Принятую пищу он употребляет на питание и развитие органов, а этими последними он пользуется для отправления различных функций, причем требует от органов такой энергичной работы, что они, без достаточного подвоза питательных веществ, постепенно были бы уничтожены процессом сгорания (обмен веществ). Использованные вещества (продукты распада, отбросы обмена веществ) могут быть также задержаны в организме, так как у «культурных людей» выделительные органы почти всегда функционируют лишь крайне несовершенно, и, оставаясь в организме в качестве «инородных веществ», эти-то продукты распада главным образом и играют роль «болезнетворных возбудителей».

Все инородные вещества, попавшие в организм благодаря ли слишком обильному или неподходящему питанию, или вследствие отравления аптечными медикаментами либо ос-пенными прививками, или же, наконец, вследствие задержки обмена веществ, и оставшиеся в организме по той причине, что выделительные органы не могли их вовремя вывести, отчасти в силу недостаточной своей деятельности, отчасти в силу массового прилива инородных веществ, отчасти в силу того, что чужеродные яды вошли в тесное химическое соединение с веществом самого тела, — все эти инородные вещества отлагаются по большей части в нижней области живота, т. е. в той части тела, откуда им всего удобнее найти себе выход при посредстве расположенных там выделительных органов — кишок и почек.

«Инородные вещества», отложившиеся в теле, суть «вещества вызывающие гниение или брожение». Брожение несомненно составляет лишь особый вид гниения, вызванный разложением или тлением всякого рода органических веществ. Инородные вещества остаются в местах отложения более или менее продолжительное время, в зависимости от конституции, состояния сил, образа жизни и места отложения, пока не наступает «вызывающий момент», т. е. толчок, данный извне или изнутри, — разгорячение, простуда, перемена воздуха, душевное волнение и т. д.. Под влиянием этого воздействия инородные вещества приходят в движение, начинают бродить и, подобно всем продуктам брожения, ищут выхода из ставшего для них тесным пространства, причем, соответственно месту отложения и предоставленным в их распоряжение или наиболее удобным для них путям, они направляются из глубины тела к поверхности кожи и к голове. Если на пути своего следования они встретят препятствие или противодействие, то они либо растягивают данную часть тела и обусловливают развитие новообразований или опухолей (полип, киста, эмфизема, зоб, затвердение к т. д.). либо спускаются в нижние конечности. Во всяком случае, они стремятся удалиться от места отложения и перейти ь наиболее отдаленные части тела — кисти рук, стопы, голов) и шею. Здесь они вынуждены остановиться, так как их не протекает кожа. Эта последняя, вследствие недостаточного ухода или извращенного образа жизни, либо становится совершенно недеятельной, либо до известной степени еще функционирует. но не может открыть вполне выводных своих протоков и в короткое время и Б достаточное количестве удалить приливающие массами продукты брожения. Вследствие этого натиска и давления бродящих масс на кожу и происходит наблюдаемое при всех лихорадочных заболеваниях сильное напряжение и растяжение кожи, краснота и жар конечностей.
Хронические болезни представляют собою не что иное, как процессы брожения, подавленные неправильным лечением приемами лекарственных ядов и т п., иначе говоря — острые болезни, при которых кассы бродящих веществ вовсе не выделились из тела или выделились не вполне. До тех пор, пока организм сохраняет способность к реакции, т.е. способность к брожению, он и во время хронической болезни, пользуясь «вызывающими моментами», старается вызвать новый энергичный приступ болезни для того, чтобы, согласно законам природы, удалить из себя вредные вещества.

Хронические болезни могут быть излечены лишь тогда, когда они будут приведены извнутри наружу, т. е. вновь превращены в острые. Такое превращение совершается в виде так называемого «кризиса», «целительного кризиса», или что то же, «целительной лихорадки». Недаром один выдающийся врач сказал: «Дайте мне средство вызывать лихорадочное состояние, и я вылечу всякую79 болезнь!»

Ввиду этого, если хроническим больным приходится применять такси способ лечения, который должен подействовать изгнанием инородных веществ, то необходимо предупредить пациентов о могущих обнаружиться критических явлениях. Такое предупреждение даст возможность предотвратить жалобы на то, что от лечения болезнь стала тяжелее. Хроническая болезнь, превращается в острую, т. е. вызванный целительный кризис, может быть разных степеней, начиная от самой легкой и кончал самой тяжелой. Самая легкая форма часто сказывается только слабым недомоганием в связи с усиленным испарением и проливными потами. Кризис способен, однако, усилиться и дойти до сильнейшей лихорадки со всеми сопровождающими ее явлениями. Итак, теперь ты будешь знать, дорогой читатель, что острые заболевания или целительные кризисы, перенесенные человеком раньше, но не вылеченные (путем изгнания болезнетворных начал), а лишь подавленные и ставшие потому хроническими, при лечении вновь появляются, и тогда целительный кризис протекает в виде повторения прежней острой болезни. Воспаление легких, почек и т. д. появляется вновь для того, чтобы быть исцеленным с помощью подходящего способа лечения, могущего основательно изгнать из организма болезнетворные начала. Чем более времени протекло с момента первого острого заболевания, тем позднее появляется, при соответствующем способе лечения, целительный кризис, который в сущности ведь есть тот же «вызывающий момент». Если человек перенес в своей жизни несколько острых заболеваний, которые не были исцелены благодаря несоответствующему способу лечения, а только подавлены, то он, поскольку его организм не утратил еще способности к реакции вследствие слабости и болезненности, оставшихся после каждого заболевания, должен перенести несколько кризисов, один за другим. Первый целительный кризис будет протекать при явлениях последнего острого заболевания, второй будет соответствовать предпоследней болезни и т. д.

Так могут появляться кризисы, протекающие в форме многонедельной и даже многомесячной болезни. Случается, что кризисы кончаются и смертью; происходит это или оттого, что организм, переполненный инородными веществами, стал слишком слабым и потому уже не в силах был бороться с тяжелым целительным кризисом, или же потому, что кризис неразумно был снова подавлен, быть может — даже неподходящим лечением (лекарствами). Было бы, однако же, ошибкой из-за этого бояться приступать к лечению. После исследования всякого больного, произведенного знающим лицом, можно заранее предсказать, что произойдет при лечении, направленном к изгнанию болезнетворных начал: будет ли кризис легок и тяжел, будет ли несколько последовательных кризисов и т. д. Такие данные дает нам исследование общего состояния пациента, причем, если организм еще сохранил некоторый запас сил и если лечение производится с достаточными предосторожностями, то всегда можно рассчитывать на благоприятный исход целительного кризиса и на его благотворное влияние на общее состояние больного.

Такие кризисы всегда сопровождаются материальными выделениями. При всех целебных кризисах массами выделяется ясно видимая materia morhi (болезнетворное веществе). Эти выделения могут быть различного рода; так, например, кожные выделения могут усилиться до степени сильного потения, часто сопровождаемого высыпаниями и нередко крайне «зловонного», поражающего обоняние кпк самого больного, так и окружающих его. В других случаях выделение болезнетворных начал выражается воспалительным состоянием слизистых оболочек, причем наблюдается усиленное выделение слизи. Наконец, могут появиться кровотечения (геморрагии, геморрой), критические выделения через кишки, почки и т. п.
Защита больного от свежего воздуха и есть то устранение мнимых вредоностных деятелей, о котором я упоминал в начале главы. Далее, как мы только что видели, болезнь вовсе не есть явление динамическое, имеющее исходным пунктом жизненные силы организма, но причины ее нужно искать в болезнетворном начале, каковое представляет собою яд.

«Что такое яд? Яд есть все и ничто», — говорит профессор Густав Иегер и продолжает: «Всякое вещество может стать адом, стоит только достаточно концентрировать80 его. или принять достаточную дозу его; так, например, можно отравиться и большой порцией поваренной соли. С другой стороны, ничего не ядовито, так как всякое вещество можно настолько разжидить, что оно уже не будет приносить никакого вреда, иначе люди отравлялись бы всякими лекарствами, ибо ведь всякое лекарство есть яд в умеренной концентрации81. Итак, вопрос о яде — это вопрос лишь количества «концентрации», и потому для нас важно знать: есть ли у нас такое средство, которое позволяло бы точно определить, что ядовито и что не ядовито? Я могу сказать, что мы имеем для этого весьма простое средство: это — наш собственный нос! Всякое вещество действует как яд или ядовито в то мгновение, когда его запах вызывает неприятное ощущение, а до тех пор, пока это не имеет места, т. е. пока обонятельное впечатление, наоборот, приятно, вещество не ядовито. Яд есть все то, что неприятно на запах и на вкус».

«Нам следует, однако, разобрать и с качественной стороны вопрос: что такое яд? Человек может отравиться чужими ядами, стало быть, таким образом, что он извне воспримет в себя либо через органы питания, либо через органы дыхания вещества или слишком концентрированные, или принимавшиеся так долго, что они могли концентрироваться. Так, например, если в обоях есть краска, содержащая мышьяк, то при посредстве вдыхания мы можем постепенно отравиться мышьяком. Точно также работающий со свинцом может постепенно отравиться свинцом, обрабатывающий медь — ярью-медянкой, работающий в копях для добывания калия — калием. Гораздо важнее, однако, то обстоятельство, что и все те вещества, которые человек выделяет из себя при посредстве кожного испарения и легочного выдыхания, могут действовать, как яды, если они достаточно концентрируются; эти яды, в противоположность чуждым или посторонним ядам, можно называть самородными ядами. Это те вещества, которыми человек портит воздух, в котором находится, ... и т. д.».

Так говорит проф. Иегер. Посторонние яды и самородные яды, в том смысле, как это понимает Иегер, и суть выше упомянутые болезнетворные начала, инородные вещества, отбросы обмена веществ, принятые и задержанные в организме аптечные средства и т. д.. «Инородные вещества» находятся в организме или в свободном или в связанном состоянии.
Инородные вещества, находящиеся в свободном состоянии, тем скорее выделяются кожей и легкими, чем чище воздух, в котором пребывает человек; наоборот, чем более загрязнен воздух (например, в комнатах и в непроветриваемых помещениях) человеческими испарениями, тем концентрированнее будут свободные инородные вещества, находящиеся в организме.

Отложившиеся или находящиеся в связанном состоянии «инородные вещества» могут перейти в свободное состояние только под влиянием так называемого вызывающего момента (изменение температуры, изменение воздуха, душевные волнения, соответствующий способ лечения и т. д.), и в результате получается острое, быстро протекающее лихорадочное состояние или целительный кризис.

Все это настолько важно, а большая часть моих читателей несомненно настолько мало знакома с этим предметом, что, даже рискуя показаться чересчур многословным, я решаюсь еще раз вернуться к вопросу о сущности болезней и о скоплении «инородных веществ» в человеческом организме.

Уже в настоящей главе я говорил о скоплении в организме инородных веществ, обусловливаемом введением чересчур обильной или несоответственной пищи, вдыханием дурного, испорченного воздуха, задержкой выделения продуктов распада при обмене веществ и усвоением аптечных ядов (оспенной лимфы, мышьяка, ртути, опия и т. д.). Слишком мало, однако, обращается внимания на то, что наш организм, как это высказал выдающийся физиолог проф. Иегер, сам производит и накапливает в себе яд, так называемый «самородный яд»82. Мы можем объяснить себе это физиологическое явление таким же путем, как и накопление в нашем организме кислорода во время отдыха и в течение ночи (см. главу «Отдых и покой»). Как ты уже читал, дорогой читатель, в той главе, кислород во время сна связывается и скопляется, не расходуясь вместе с тем. Во время сна кислород не идет на образование углекислоты и воды, но при нашем пробуждении находится в связанном состоянии, и от этого скопления кислорода зависит отчасти подкрепляющее и освежающее действие здорового и глубокого сна83. Таким образом организм получает большой запас неиспользованного кислорода, который постепенно переходит в свободное состояние и к которому при каждом вдыхании после пробуждения прибавляются новые количества свежего газа.

В течение дня наш организм непрерывно развивает так называемый «самородный яд». Сильнее всего он производит его во время пищеварительной деятельности, но если человек делает движение и находится на свежем воздухе, то яд по-кидает его организм и улетучивается в пространство. Если же человек остается в закрытом помещении или каком-либо «людском» хлеве и если вследствие этого отдача самородного яда — углекислоты — затруднена, то образование его в теле не прекращается, и яд начинает в нем скопляться. Подобно тому, как здоровый человек утром по пробуждении «заряжен» кислородом, так точно человек, долго остававшийся в дурном воздухе, пропитывается самородным ядом, другими словами — до известной степени представляет явления «отравление углекислотой».

Итак, мы имеем в организме в виде задержанной углекислоты нового болезнетворного возбудителя, который в связи с находящимися уже в теле «инородными веществами», своим образованием обязанными приведенным выше причинам, в самой разнообразной форме изменять нормальные соотношения главнейших составных частей вещества тела, т. е. белков, жиров и воды. Под влиянием скопления инородных веществ и самородного яда ткани начинают притягивать воду и все более и более пропитываются последнею, равно как и жиром, содержание белка в теле уменьшается, и организм приходит в патологическое состояние расслабления; он становится изнеженным, иначе говоря — больным.

В числе многочисленных «вызывающих» моментов или влияний, которые обуславливают брожение инородных веществ, скопившихся в теле, или, иными словами, переводят болезнь из скрытого, дремотного состояния в явное, на первом месте стоит чистый атмосферный воздух. В таких случаях народ называет проявившуюся болезнь «простудой» или приписывает возникновение болезни «простуде»; такой взгляд объясняется не только тем, что болезнь начинается ощущением холода или озноба, «дрожью», но также и тем, что сплошь и рядом холод, а вместе с тем и ветер, буря и дождь еще в значительной степени усиливают действие «вызывающего момента» — чистого воздуха.

Здесь мы наталкиваемся на истинную причину того явления, почему почти все комнатные затворники и люди, в силу тех или иных обстоятельств отвыкшие от воздуха, так боязливо избегают бури и непогоды, холода и ветра, следовательно чистого воздуха; у всех людей, вынужденных по своей профессии или по иным каким-либо причинам, проводить большую часть дня в закрытых помещениях, организм сильно нагружен инородными веществами. Но и они чувствуют, выражаясь словами проф. Иегера, что «в их теле что-то сидит», и, несмотря на боязнь воздуха, все-таки испытывают инстинктивное стремление выйти на свежий воздух и следуют этому влечению до тех пор, пока в один прекрасный день у них не проявится болезнь с полной силой. Тогда они начинают во всем винить воздух. В этом отношении они, конечно, правы, но только не в смысле своего взгляда на сущность возникшей болезни, которую они ошибочно считают чем-то пришедшим извне, каким-то-динамическим явлением.

Заболевание комнатного затворника от действия воздуха есть месть природы, которая не оставляет безнаказанным ни одного прегрешения против ее законов. Если кто-либо постоянно или лишь с небольшими перерывами пребывает в дурном, нечистом воздухе (а это имеет место даже в прекрасно вентилируемых комнатах, так как человек непрерывно
отравляет воздух собственными испарениями) и вдобавок нерационально одевается и укрывается ночью, сводя тем деятельность кожи к минимуму, то «инородные вещества» всe больше и больше отлагаются в его теле до тех пор, пока какой-нибудь толчок не вызовет брожения скопившихся в нем болезнетворных масс.

Воздух играет главную роль, как «возбудитель брожения», как «вызывающий момент», но в такой же мере необходимо его влияние и в качестве «устранителя брожения». Больной не может стать здоровым без чистого воздуха. В дурном воздухе можно только подавить болезнь, т. е. процесс брожения, но не устранить ее. Болезнь, «вылеченная» таким образом, есть только продолжающееся болезненное состояние, которое будет длиться до тех пор, пока счастливая случайность не вызовет нового целительного кризиса. По счастью, даже среди представителей «привилегированной медицины», все более и более ускореняется убеждение, что больным свежий воздух еще нужнее, чем здоровым. По крайней мере, последние австро-прусская и франко-германская войны пробили серьезную брешь в воззрениях господ медиков на «опасность чистого воздуха для больных», особенно после того как один знаменитый врач высказал «научный» взгляд, что для тифозных больных полезнее лежать на улице, чем в лазарете.

Способность свежего, чистого воздуха изгонять болезнетворные начала из человеческого организма особенно резко сказывается при посещении так называемых дачных местностей, горных мест, климатических станций и т. п. Автор настоящего сочинения во время своей деятельности в санатории «Бад Оттенштайн» в Шварценберге, в Саксонии, неоднократно наблюдал следующее явление: больные или просто городские жители, желавшие подышать чистым воздухом, бывали в первые дни пребывания в горах чрезвычайно приятно настроены и казались освеженными и подкрепленными чистым, богатым озоном, горным и лесным воздухом, но уже несколько дней картина совершенно менялась. Большая часть городских обывателей, пропитанных всевозможными инородными веществами и вырвавшихся из миазматического воздуха городов и своих жилищ, в большей или меньшей степени заболевала. Чистый горный воздух, свободный от всякой примеси вредных веществ, исполнял, как этого и следовало ожидать, свою миссию возбудителя брожения и вызывал такие энергичные кризисы, что приезжим горожанам подчас приходилось жутко84.

В высшей степени неразумно поступают те посетители климатических станций, которые при первом же появлении кризиса быстро укладывают свои вещи и спешат вернуться к отвратительным условиям незадолго перед тем покинутого ими города. Этим они только подавляют кризис, т. е. начавшийся процесс брожения или болезнь, и в результате получают прежнее болезненное состояние в усиленной степени. Те же, которые выдерживают начатое «лечение воздухом» и дают возможность последнему проявить свое действие и в качестве возбудителя брожения, чувствуют себя после кризиса несравненно здоровее, чем до того, и действительно замечают, что из их организма, вышло нечто в нем сидевшее85.

Ввиду этого, мы можем с известным основанием назвать дитя приступы болезни, проявляющиеся в курортах, служащих прежде всего для отдыха организма, «кризисами отдохновения», так как то состояние, в котором чувствуется потребность в отдыхе есть не что иное, как обоснованное недовольство состоянием своего физического самочувствия. Человек чувствует себя ослабевшим, усталым, дурно настроенным, нерасположенным к деятельности, умственно утомленным и истощенным, он замечает, что «в его теле что-то сидит». «Отдых» и состоит в изгнании из тела инородных веществ Иди болезнетворных начал, и это изгнание всегда и при всех условиях совершается в виде болезненных явлений, которые могут быть то сильнее, то слабее, то короче, то продолжительнее. Следовательно, лучшим средством для достижения «кризиса отдохновения» или «отдыха» является чистый свежий воздух, который ведь представляет собою в то же время и средство для закаливания организма (см. главы «Воздух» и «Как мы должны закаливать наших детей?»).

Наряду с воздухом, другие естественные лечебные факторы — свет, вода, тепло, диета, движение, покой и пр. — занимают также выдающееся место в деле укрепляющего лечения или лечения отдохновением. Как порознь, так и в разумном сочетании, они прежде всего вызывают брожение, болезнетворных начал, затем устраняют брожение при помощи выведения инородных веществ через выделительные органы и, наконец, могущественно укрепляют очищенный организм.

Вот почему, если ты, дорогой читатель, решился в целях восстановления своего расстроенного здоровья посетить горный курорт, дачную местность, естественно — лечебную санаторию или морские купания или предпринять «поездку для отдыха», рекомендую тебе постоянно помнить, что ты Можешь избавиться от своего хронического болезненного состояния только в том случае, если оно превратится сначала в острое заболевание. Однажды утраченное здоровье не возвращается так легко назад, его надо завоевать, так как болезнь не есть какой-нибудь пришелец, вторгнувшийся в твой организм извне (об этом я уже говорил не раз), но представляет собою скопление болезнетворных начал, которое образовалось в твоем теле благодаря твоему незнанию законов природы или пренебрежению ими и которое может быть устранено только более или менее сильной борьбой твоей натуры с бродящими массами. Таким образом, укрепляющее лечение требует особенно большой выдержки и терпения. Думаешь ли ты, что у тебя есть эти качества? Да? В таком случае поезжай на купания, в санаторий, в горы или на берег моря и обещай мне храбро перенести первый кризис и не бросать тотчас лечения. Только борьба ведет к победе; Итак, имей мужество, и успех обеспечен! Когда же ты вернешься очищенным, освеженным, окрепшим и бодрым, чтобы вновь вернуться к своим занятиям, не забывай эпиграфа к настоящей главе: «продолжай дружественные отношения, завязанные тобою во время поездки с прежними своими врагами, особенно с воздухом, дабы тебе не скоро понадобилось вновь прибегнуть к лечению».