МАССАЖ И РАСТЯЖКА МЫШЦ
избавление от боли
оздоровление
гимнастика


Важность чистого воздуха
Важность солнечного света
Тепло в организме
Важность чистой воды
Обмен веществ в организме
Как правильно одеваться
Как правильно спать
Об образе жизни
Важность движения
Важность отдыха
О закаливании
Как закаливать детей
Как мыться и ухаживать за кожей
Баня
Почему люди болеют
Как оградить себя от болезней
Общие правила здрового образа жизни
Естественное оздоровление
Водолечение по методу Приснитц
Водолечение по методу Шрота
Водолечение по методу Рикли
Водолечение по методу Кнейпа
Оздоровление голоданием
Оздоравливающий отдых
О разных системах лечения
Лечение лихорадки
Причины простуды
Нервные заболевания
Меры при эпидемии
Уход за больными людьми
Диета при болезни
Польза хлеба с отрубями

Здоровье и болезнь. Почему люди болеют?


Естественное состояние человека есть здоровье, неестественное — болезнь. Если человек хочет удовлетворить своему жизненному назначению, то он должен быть здоров. Человек не занимает в природе исключительного положения, он — создание природы. Но все создания, живущие в естественных условиях, здоровы, т.е. они находятся в том состоянии жизни, при котором все жизненные отправления совершаются без всякого нарушения. Таким образом здоров только тот человек, у которого все умственные и физические отправления совершаются беспрепятственно и у которого все органы точно исправляют обязанности, возложенные на них природой. Так, например, прием пищи должен находиться в определенном и естественном соответствии с количеством веществ, использованных и выделенных благодаря жизненным процессам; поглощение организмом кислорода через легкие и кожу должно, по определенным законам, регулировать образование и выделение угольной кислоты; явления умственной и физической усталости должны стоять в точном соответствии с предшествующим напряжением. Короче сказать — в нашей умственной и физической жизни должна существовать известная гармония, как скоро мы желаем быть здоровыми и умственно, и физически.

Основой гармонии, или, что то же, здоровья, является Правильное построение, надлежащее питание и сохранение нашего организма при помощи беспрепятственного и регулярно совершающегося обмена веществ. Мы живем до тех пор, пока еще в нашем организме совершается обмен веществ; как скоро жизненный процесс или обмен веществ прекращается, мы умираем. Если обмен веществ совершается правильно и энергично — мы здоровы, если он замедляется или встречает преграды — мы больны. Стало быть, всякий человек, желающий жить и быть здоровым, должен считать своей первейшей обязанностью поддержание правильного хода обмена веществ. Обмен веществ, как мы уже знаем, дорогой читатель, и как показывает уже само название, состоит в непрерывном изменении вещества нашего тела, в постоянном возобновлении и постоянном умирании (распаде) материи, составляющей наше тело. Жизненный процесс может совершаться только при известных условиях, так называемых «жизненных условиях», которые создаются различными факторами, как-то: воздухом, светом, водой, теплом, пищей и т. д. Следовательно, мы можем с полным правом называть «средствами к жизни» все основные элементы, из которых состоит вещество нашего тела и в которых мы постоянно нуждаемся для построения и сохранения нашего тела. Подобно человеку, и все органические существа на земле (животные и растения) образуются из небольших зародышей с помощью тех веществ, которые они добывают себе из окружающей их органической или неорганической природы.

Таким образом, мы можем достигнуть здоровья, т.е. правильного течения жизненного процесса, только при посредстве соответствующей пищи, надлежащего образования и распределения крови, беспрепятственного наполнения кровью кожных сосудов и испарений, обильного притока кислорода и беспрепятственной отдачи углекислоты, регулярного нароста и распадения тканей тела, целесообразной смены движения и покоя и т.д.

Только здоровье обеспечивает нам полное и правильное применение наших физических и умственных сил и пользование всеми жизненными наслаждениями, на которые мы имеем право по самой природе вещей. Здоровье есть основное условие для величайшего счастья на земле, здоровье есть богатство.

Если здоровое состояние человека, сказывающееся ощущением известного хорошего самочувствия71, нарушается какой-либо, хотя бы и незначительной причиной, то человек уже болен. Смотря по силе такого расстройства, различают разнообразнейшие болезненные состояния легкого или тяжелого характера. Болезненным состоянием следует непременно считать даже расположение к заболеванию, каковое может быть унаследованным, врожденным или благоприобретенным и сообщает человеческому организму способность легко и быстро заболевать. Но независимо от «предрасположения к заболеванию», «предрасполагающих причин» болезнь может быть вызвана его «случайными причинами», например, простудой, душевными волнениями, испугом и Т.п., далее «более отдаленными причинами», поскольку таковые лишь постепенно и в совокупности способствуют развитию заболевания и, наконец, «непосредственными причинами», например, заражением, поранением, переломом кости « т.п. Вообще, насколько разнообразны влияния внешнего мира на человека, настолько же разнообразны и причины, вызывающие заболевания.

«Болезненными явлениями», «признаками болезни» или «симптомами» называют те явления, которые обнаруживаются при заболевании и поддаются наблюдению самого больного и его окружающих. Весьма понятно, что обыкновенно себя начинают считать «больным» только тогда, когда внутри своего тела или снаружи замечают такие явления, которых до тех пор не наблюдали. Явления эти могут состоять в неприятных, болевых ощущениях в какой-либо части тела (субъективные симптомы), или же какой-либо орган может изменить необычным образом свою деятельность, например, учащение сердцебиения (функциональные симптомы), или, наконец, на той или иной части тела, в том или другом органе или даже на всем теле могут появиться резко выраженные отклонения от нормы в отношении форм, размеров, консистенции или окраски (например, большие или маленькие наросты, опухоли, новообразования, отеки снаружи или внутри тела, разнообразные сыпи и т.п. физические симптомы).

Нередко случается, что при одной и той же болезни про-являются все три рода симптомов (субъективные, т е. ощущаемые лично, функциональные, т. е. основанные на деятельности или отправлениях органов, и физические, т. е. обусловленные изменениями физических свойств известных частей тела), точно так же, как может случиться и то, что наблюдается только один из симптомов

Совокупность всех замечаемых признаков болезни составляет так называемый «комплекс симптомов», которым и определятся «форма болезни».

Причины болезненных явлений или симптомов лежат по большей части в уклоняющемся от нормы состоянии какого-либо органа, ткани, массы соков и т. п. Патологи называют такое состояние анатомическим или органическим расстройством.

Если начать теперь отыскивать «причину этих причин», т. е. происхождение такого отклоняющегося от нормы состояния или органического расстройства, то окажется, что в данном месте неправильно происходит обмен веществ. Поэтому можно сказать, что болезнь есть неправильное течение обмена веществ. Болезнь представляет не что иное, как ненормальный жизненный процесс, постепенно прогрессирующий и подлежащий тем законам, которые при ненормальных условиях управляют физиологическими отправлениями нашего тела. Изменения в тканях и органах, возникшие благодаря расстройству обмена веществ и уже более не поддающиеся устранению, называются, в отличие от развивающихся недугов, «органическими пороками».

В зависимости от частей тела, в которых начала развиваться болезнь, и смотря по тому, насколько весь организм вовлечен в страдание, различают: «общие заболевания», при которых весь организм поражен равномерно, и нет частей, преимущественно пораженных болезнью, — «местные страдания» или «частичные заболевания», при которых отдельные части или органы бывают поражены особенно сильно, хотя, понятно, при этом и весь организм находится в болезненном состоянии, — «наружные заболевания», когда болезнь поражает наружные части тела, и «внутренние болезни», когда болезнь гнездится в глубине организма.

Далее, патология (учение о болезнях) различает «симптоматические болезни», признаки (симптомы) которых обнаруживаются не в тех местах тела, в которых находятся пораженные органы, и «идиопатические болезни», обнаруживающиеся только в тех частях, которые подверглись заболеванию.

«Течение болезни», смотря по явлениям, сопровождающим ее, может быть различно. Мы различаем:

«Острые заболевания», имеющие буйный характер, сопровождаемый жаром и длящиеся недолго;

«Хронические болезни», продолжающиеся довольно дол-го, иногда даже многие годы.

Кроме того, существуют «периодические болезни», повторяющиеся через известные промежутки времени, напр., перемежающая лихорадка. — типические болезни, возобновляющиеся регулярно через известные промежутки времени, — «перемежающиеся болезни», при которых симптомы болезней временами совершенно исчезают и затем вновь проявляются в вил; приступов (пароксизмов), — «ремитирующие или послабляющие», при которых попеременно наблюдаются то усиленные приступы болезни, то промежутки, », которых болезнь не обнаруживает такого угрожающего характера.

Всякое острое заболевание проходит несколько ступеней или стадий развития. Мы различаем «инкубационный стадий»72 или «стадий зачатия болезни», во время которого подготовляется взрыв болезни и еще не наблюдается или почти не наблюдается ясных симптомов, — «стадий предвестников болезни», который выражается чувством недомогания, беспокойства, потерею аппетита, повышенным образованием теплоты тела, легким лихорадочным состоянием и т,п., «стадий проявления болезни», «стадий усиления болезни», «стадий наибольшего развития болезни», «стадий уменьшения болезни» и, наконец, «стадий выздоровления».

Переход одной болезни в другую может совершаться двояким образом. Если болезнь изменяет свою форму, сущность и характер, то такое превращение называют «метасхематизмом» (преобразованием). Если же «общее» заболевание становится «местным», или, наоборот, «местное» «общим», или же болезнь перемещается из одной части тела в другую, из одного органа в другой, то такое перемещение называют «метастазом» (перемещением).

Поворот к улучшению — «перелом болезни» наступает в виде так называемого «кризиса», поэтому его называют еще «целительным кризисом». Это такой момент, когда по известным признакам можно заключить о стремлении природы к восстановлению, здоровья и о том, что стремление это увенчалось успехом. Что касается критических явлений, то таковые могут быть весьма различного характера. Они могут обнаружиться сильным потом, послаблением на низ, изменением свойств мочи, появлением высыпей, нагноений, кровотечений и т.п.

Болезни происходят различным образом, а потому мы различаем болезни и по способу их возникновения. Так, различают: «Наследственные болезни», т.е. заболевания, пере-данные родителями их потомству, «врожденные болезни», которые были получены детьми во время беременности и с которыми они и родились, «благоприобретенные болезни», возникающие благодаря внешним болезнетворным влияниям. Далее, бывают «первичные болезни», наступающие непосредственно под влиянием внешних вредных воздействий, и «вторичные» и «третичные», развивающиеся как последствия первичных. Кроме того, надо упомянуть: «инфекционные болезни» (заразные болезни), возникающие благодаря пере-несению специфического заразного начала, «эпидемические болезни» (эпидемии), вызывающие одновременное Заболевание большого числа людей и сущность которых надо искать в контакте — особого рода заразном начале, распространяющемся через воздух или же во влиянии миазматических испарений почвы, рек и т.п., или в потреблении загрязненной питьевой воды, «эндемические болезни», которые обязаны своим происхождением неправильному образу жизни всего народонаселения данной местности (пример — колтун в привислинских губерниях) или известным климатическим условиям известной местности (например, болотная лихорадка или малярия). Отдельные заболевания от одной и той же болезнетворной причины, появляющиеся то там, то здесь, носят названия «спорадических болезней».

Безо всякой причины, сама по себе не появляется никакая болезнь; всякая болезнь должна быть вызвана какой-либо причиной, либо действующею на наше тело в качестве внешнего вредного влияния, либо коренящейся внутри самого организма нашего. Во многих случаях никак не удается найти причину возникновения болезни. Далее, нередко одна и та же причина вызывает у различных индивидуумов различные болезни, и, наоборот, совершенно различные причины у различных людей могут вызывать одинаковые болезненные явления.

Известный врач, последователь естественного метода лечения, Луи Куне своим знаменитым открытием «единства всех болезней», пролил луч света на хаос мнений, гипотез и ученых противоречий, касающихся происхождения и сущности болезней. Он объясняет возникновение всякой болезни накоплением в теле посторонних, чуждых ему веществ, которые более или менее долгое время пребывают то в большем, то в меньшем количестве в том или другом органе, вызывая этим порчу соков, расстройство кровообращения и изменения в теле, пока, наконец, внешнее влияние, так называемый вызывающий момент, не подействует раздражающим образом на организм и тем самым не обусловит брожения болезнетворных веществ. Начавшийся процесс брожения и представляет собою взрыв болезни. Куне не признает в настоящее время существования абсолютно здоровых людей. Стоя на точке зрения гуморальных и солидарных патологов, считающих исходным пунктом болезней то соки, т.е. жидкие части организма (humores), то плотные части (solida), Куне говорит: «Всякий человек (исключений бывает очень мало) при современных противоестественных условиях хронически болен и более или менее отягощен инородными веществами. Стремление природы освободить тело от этих веществ проявляется в виде острых заболеваний, которые и надо считать целительными кризисами».

Фон Грауфогель, знаменитый гомеопат, точно также объясняет сущность болезней изменением питания и функций организма, вызванным внешними причинами, так как ни одно тело не может с помощью одной своей собственной силы изменить свое состояние. Таким образом, всякое изменение есть только смена двух взаимно противоположных состояний одного и того же организма. Болезнь не есть просто теоретическое понятие, но факт, вытекающий из материальных причин болезни, которые продолжают действовать до тех пор, пока в организме будут существовать для этого подходящие условия.

Стадий зачатия болезни или инкубационной стадий обыкновенно принимают за «здоровое состояние». Вот что об этом, между прочим, писал знаменитый ученый и выдающийся гигиенист, профессор, доктор Густав Иегер: «В тесном, строгом смысле слова можно сказать, что человек, привыкший жить в нечистом воздухе и в особенности спать в нем, т.е. в комнатах с закрытыми окнами, и пользоваться грязным платьем и грязными постелями (и есть нечистую пищу! - Автор), никоим образом не может считаться действительно здоровым. Что это вовсе не выдумка, видно уже из народных выражений, ясно различающих два рода болезненного состояния: в одном случае говорят «ему что-то не по себе», «у него что-то засело внутри» и т.п., в другом случае мы слышим: «он болен», «у него внутри что-то разыгралось» ш т.п. Итак, болезнь (мы исключаем случаи отравления) имеет два стадия: первый — «скрытый», «зачаточный» и второй — «явный», «проявившийся», причем последний развивается из первого. Таково наиболее частое происхождение болезней, и в этом именно отношении господствовала, да и продолжает еще господствовать в умах людей большая путаница. Обыкновенно стадий зачатия болезни считают «здоровым состоянием», хотя не надо иметь слишком много наблюдательности, чтобы отличить от действительно здорового человека такого, у «которого что-то засела внутри», и врачу и окружающим сплошь и рядом приходится после того, как болезнь «проявилась», слышать от самого больного, что ему давно казалось, что в нем что-то засело внутри, что должно «было выйти наружу»; и больной этот совершенно прав, так как большинству проявившихся болезней предшествует такой стадий74, но тут именно и начинается смешение понятий, так как обычно обвиняют в болезни и считают ее «причиной» то влияние, которое вызвало ее «проявление», т.е. переход от «скрытого» стадия в «явный».

Трудно себе даже представить ту массу заблуждений и недоразумений, которая царит в умах большинства людей по вопросу о «здоровье». Врач нашей школы Г.А.Зельс написал на эту тему весьма интересную статью (№№ 22,23, и 24 журнала «Новое искусство оздоровления» за третий год; издание Лотара Фолькмара в Берлине), которую я привожу здесь полностью в назидание моим читателям.

Г.А.Зельс пишет:
«К учению о выражении лица»
«О мнимых признаках здоровья».
«Что такое здоровье? — спрашивают меня. Наш новый способ лечения поучает, что здоровье есть не что иное, как отсутствие в теле посторонних веществ, естественным образом обуславливающее полную энергию и свободу отправлений всех органов. Согласно этому определению, культурное человечество почти не имеет здоровых представителей, так как всякий человек мог наблюдать у себя наличность болезнетворных начал, хотя бы в виде легкого насморка. Но я утверждаю, как бы парадоксально это ни казалось, что чело-век, хронически отягощенный инородными веществами, тем здоровее, чем чаще и энергичнее его организм в состоянии проделывать целительные кризисы, и тем самым сильнее болен, чем менее он склонен к таким кризисам, другими словами, чем прочнее удерживаются в его теле инородные вещества. Этим определением понятие «здоровый» и «больной» особенно ярко освещаются полезный для здоровья характер «острых заболеваний», представляющих собою выделение болезнетворных начал, и вредный характер «хронических болезней», или, что одно и то же, задерживания в организме этих веществ. Ввиду того, однако, что обычно принятые понятия «здоровый» и «больной» не так-то легко изменить, мы пока поневоле принуждены считаться с ними. Настоящею заметкою я поэтому намерен только помочь несколько разграничению разницы между понятием «здоровый» И «больной», и для этого, опираясь на наблюдения из повседневной жизни, я укажу на многое, что обычно считается «здоровым», а на самом деле должно быть признано «больным».

Повсюду господствует воззрение, что полнота, округлость и краснота тела свидетельствует о силе и здоровье. Рассмотрим же, насколько этот взгляд народа оправдывается по отношению к отдельным частям тела.

«Толстая шея есть всегда признак нездоровья, и притом безразлично, будет ли полнота сильнее выражена спереди или сзади, будет ли она выражена равномерно или неравномерно. Толстота шеи спереди указывает на плохое пищеварение как в том случае, когда эти массы будут мягки и рыхлы, образуя так называемый двойной подбородок, так и тогда, когда они будут плотны и напряжены. Подвижность шеи будет всегда более или менее затруднена этими скоплениями вещества, которые в глубине являются чаще всего в виде твердых узлов. Правда, в единичных случаях лица, которым указывают на подобные признаки плохого пищеварения, говорят, что у них хороший аппетит и вполне правильный стул, а, следовательно, с плохом пищеварении не может быть и речи. На это следует возразить, что в деле пищеварения имеет значение не только то, что в организм вводится известное количестве пиши и в известное время выводится из него определенное количестве отбросов, но и то, что собственно усваивает организм из принятой пищи и как он использует усвоенное. Это использование зависит не только от химического состава пиши, но и от физических и механических ее свойств. Пищеварительный процесс может совершаться лишь в том случае, когда количество и характер питательных веществ будут вполне отвечать физиологическим способностям органов пищеварения. Так, например, пища не должна быть жидкой и кашицеобразной, потому что такую пищу не приходится разжевывать, а тщательное разжевывание безусловно необходимо для надлежащего смешивания со слюной, которая представляет собою пищеварительную жидкость, не менее важную, чем желудочный и кишечный соки. Поэтому жидкие кушанья, как, например, супы, надо считать неестественной и нецелесообразной пищей для человека, которого природа снабдила зубами, тем более, что он даже и не нуждается собственно в питье, раз только живет согласно законам природы и ест в изобилии плоды. Далее, пища не должна состоять исключительно из легкопереваримых веществ, т.е. веществ, непосредственно переходящих в массу соков; наоборот, в ней должны находиться и непереваримые составные части, присутствие которых вполне естественно благоприятствует ходу пищеварения. Там, где выбор пищи в том или ином отношении неправилен, органы пищеварения, правда, постепенно как-будто и будут приспособляться к несоответствующим в количественном и качественном отношении пищевым продуктам, но в конечном результате получится расстройство всего организма, которое, как показывает опыт, и проявится вышеупомянутыми ненормальными очертаниями шеи.

«Утолщенный затылок есть верный признак нервности, свидетельствующий о головных болях, шуме в ушах, бреде,, беспокойном сне, страданиях спинного мозга и душевных расстройствах. В данном случае сказывается усиленный прилив инородных веществ вверх по спине, по обеим сторонам позвоночника, в направлении к голове; он часто бывает настолько силен, что черепные покровы сзади, а иногда на лбу образуют два боковых возвышения».

«Бурую м красную окраску шеи, чаще всего наблюдаемую на затылке, далеко не всегда можно приписать влиянию погоды и здоровой жизни под открытым небом, какую, напр., ведут земледельцы, рыбаки и моряки. Стоит только провести пальцем по окрашенной части кожи, чтобы определить причину появления окраски. Если место, по которому прошел палец, сейчас же изменит цвет, если, стало быть, останется след от пальца, то окраску надо считать не здоровой, а обусловленной воспалением органов в нижней части живота; на здоровой окраске не должно оставаться никакого следа от проведенной пальцем полосы».

«Пухлые щеки, обыкновенно в связи с полнотой передней части шеи, чаще всего наблюдаемые у детей, даже у грудных младенцев, вовсе не указывают на здоровье, как бы упруги и «цветущи» они ни казались. И в этом случае мы имеем перед собой расстройство пищеварения, по большей части обуславливаемое унаследованным отягощением организма инородными веществами, которое вместе с слишком толстым животом приводит к неестественному виду щек. Особенно печальным признаком, наблюдающимся не очень редко уже у детей, является возвышение, направляющееся от носовых костей к скулам; давление из нижней части живота гонит инородное вещество вверх мимо ушей к скулам и дает таким образом повод к развитию упомянутого возвышения».

«Краснощекость в общем несомненно следует считать признаком здоровья, но и тут народ идет слишком далеко и не обращает внимание на размеры и интенсивность этой окраски. Если последняя распределяется неравномерно и не исчезает одинаково постепенно во все стороны, но образует скорее резко ограниченное, интенсивно красное пятно на скулах, то это весьма печальный признак, указывающий на заболевание, которое может быть устранено лишь продолжительными и целесообразными заботами о здоровье, а в запущенных случаях такой румянец указывает даже на угрожающее разрушение легкого. Сколько человек целые года ходят беспечно с этими признаками смерти на щеках, не без основания носящими название «кладбищенских роз», ничего не подозревая сами и слывя благодаря своим красным щекам среди окружающих за здоровяков, пока мнимо внезапная болезнь «скоротечная чахотка» не сведет их совершенно неожиданно для них в преждевременную могилу. На самом Же деле ни одна болезнь не приходит внезапно, но всякое заболевание подготовляется долго, являясь следствием продолжительного беспорядочного хозяйства внутри организма. Пусть эти строки послужат многим предостережением и побудят их вовремя принять соответствующие меры для спасения своего здоровья».

«Румянец, разливающийся по всему лицу и у многих людей никогда не исчезающий с лица, также считается признаком исключительного здоровья и силы, как равно и краснота, замечающаяся на выпуклости груди. Между тем этот румянец свидетельствует только о постоянном воспалительном состоянии, обуревающем голову или грудь и вызывающем в первом случае недомогание, беспокойство, шум в ушаx, головные боли, так называемое «нервное возбуждение», в последнем — переполнение разветвлений дыхательного горла слизью. И в данном случае источником зла надо считать неправильное пищеварение. Черта, проведенная пальцем и здесь опять-таки безошибочно поможет отличить здоровую окраску от болезненной».

«Среди женщин и девушек повсюду распространено убеждение, будто сильно развитый, высокий бюст свидетельствует об избытке здоровья, что, следовательно, последнее можно успешно симулировать с помощью искусственного создания такого бюста. Этот предрассудок и породил привычку носить известное орудие пытки, которое именуется «корсетом», — мода мало того, что вредная, но даже и прямо не эстетичная для глаз, воспитанных на классических образцах древности. Корсет надевают так, что он сжимает туловище над бёдрами; смещенные в стороны массы сдвигаются главным образом по направлению к грудям, которые, благодаря этому, начинают значительно выдаваться. В результате получается не временное, но стойкое уродование тела, формы, к отправления которого насильственно выводятся из своего естественного состояния. Если бы на такую искусственно достигнутую выпуклость бюста смотрели так, как на нее нужно смотреть, т.е. как на признак не естественного, не противоестественного развития тела, не как на улучшение красоты, но как на искажение тела и его первобытной классической формы, то, разумеется, исчезло бы и самое стремление добиваться мнимого здоровья, и был бы положен конец этим варварским мучениям тела, требующим прямым или косвенным путем стольких тысяч жертв. Лица, желающие бороться с этой модой, должны прежде всего рассеять предрассудок, вызвавший ее. Только тогда, когда они просветят массу, убедив ее в ложности этого предрассудка, усилия их принесут плодотворные результаты».

«Лица, могущие переносить без всяких вредных и неприятных последствий любое количество явств и питий, какое им заблагорассудится поглотить, считаются обыкновенно образцами здоровья и необычайной силы пищеварения. На самом деле это далеко не так. Если дать себе труд проследить подольше за такими людьми, то придется убедиться, что это мнимо-необыкновенная сила противодействия отягощению желудка кушаньями и напитками (иные молодые люди делают из этого своего рода спорт) не только сохраняется недолго но даже в очень скором времени идет назад, и вместе кaжущeйcя несокрушимой силы заступает затяжная хилость которая не может быть устранена без возвращения к естественной диете. Лекарства же будут маскировать эту хилость, да и то лишь для лиц, не умеющих распознавать болезни по выражению лица. Здоровый желудок одарен естественной способностью протестовать против всякого количественного или качественного отягощения его пишем а именно при помощи рвоты, поносов, печения живота и болевых ощущений, и предостерегать своего обладателя от продолжения или повторения подобного нерационального питания. Если же человек не будет внимать этим предупреждениям и будет насиловать свой желудок, то последний начнет постепенно привыкать ко всему приносящему ему вред, иначе говоря, утратит способность предостерегать вышеуказанными сигналами своего обладателя. Лица, не особенно внимательно следящие за отправлением своего тела, относящимися к этим вопросам поверхностно, ставящие свои удобства выше забот о своем здоровье, найдут даже приятным такое отношение своего желудка, примут его за укрепление последнего и будут даже хвалиться этим перед другими. И действительно, разве не считает большинство людей здоровый, т.е. чувствительный к диетическим ошибкам желудок недостатком, мало того, даже пороком, разве они не усматривают в нем неудобного надсмотрщика и строгого судью, безотлагательно карающего за диетические излишества, которым они так охотно предаются и для безнаказанного удовлетворения которых они стремятся, к сожалению, обычно с успехом, убить тонкую чувствительность желудка? Я сам, благодаря всюду царящему предрассудку и малому знакомству с гигиеною, стоял на ближайшем пути к притуплению чувствительности своих органов, когда своевременный переход к естественному образу питания показал мне, что чувствительный ко всякой диетической погрешности желудок, — слишком ценное благо, чтобы необдуманно приносить его в жертву господствующим беспорядочным привычкам еды и питья».

«Дородное тело обычно считается признаком здоровья. И этот признак опять-таки несостоятелен. Как скоро, брюшные стенки уже от верхней границы представляются выпяченными и напряженными, о нормальном состоянии живота не может быть и речи. При таких условиях имеется либо расширение желудка, либо сильные отложения инородных веществ и жировых масс, либо даже то и другое вместе. Всякое напряжение живота представляет явление отрицательное. Нормальный живот непосредственно под грудной клеткой должен обнаруживать вдавление, которое идет приблизительно до пупка и носить название подложечной впадины или ямки. Часть живота, помещающаяся ниже этого вдавлен и я, не должна быть напряжена непосредственно после еды, но на ней должны быть видны поперечные складки, хотя бы и слабо выраженные. Только при таких условиях можно говорить о здоровом животе».

Нездоровым явлением надобно считать и то, когда кожа на протяжении всего тела обнаруживает белый цвет, без единого пятнышка, в чем, однако, многие видят большую гордость. На самом же деле белый цвет кожи указывает на болезненное состояние, на подавленную кожную деятельность. В таких случаях кожа бывает закупорена массами отложившихся под ней инородных веществ, приток крови к ней затруднен, и она становится неспособной продолжать свою выделительную и дыхательную деятельность. Кожа становится все менее и менее проницаемою, пропускает с трудом и очень редко пот и приобретает, к вящему удовлетворению своего владельца, сомнительную славу постоянной чистоты, сухости и бесцветности. В силу подавленной дыхательной деятельности кожи легкие вынуждены, помимо своей функции, взять на себя еще непосильные для них обязанности последней, и, конечно, такая чрезмерная работа легких должна повлечь за собой их заболевание. Нарушение же вы-делительной деятельности органов, специально для того назначенных, вызовет в высшей степени тягостные болезненные и зловонные выделения и истечения из различнейших отверстий тела. Описанное сейчас состояние, известное под именем «бледной немочи», есть неизбежное следствие и сопутствующее явление белого цвета кожи, который обыкновенно так высоко ценят, усматривая в нем, «нежный teint» (цвет лица).

Еще одно весьма распространенное заблуждение. Многие, когда им объявляют, что они нездоровы, обыкновенно возражают: «Но ведь я ни разу з жизни ничем не был болен». С таким возражением тогда лишь можно было бы считаться, если бы на самом деле организм данного лица был свободен от инородных веществ. Но так как при современных культурных условиях этого почти никогда не бывает, то вышеприведенное возражение находит оправдание лишь в исключительно редких случаях. То, что обыкновенно нужно разуметь под именем болезни, есть состояние, в котором тело стремится освободиться от находящихся в нем инородных веществ, причем выздоровление наступает тем скорее, чем большее количество этих веществ имеет возможность в короткое время разрыхлиться и выделиться из организма. Справедливость этого воззрения лучше всего доказывается тем приятным самочувствием, которое испытывается после сильного лихорадочного состояния, но которое, к сожалению, слишком скоро исчезает, благодаря возвращению к прежнему неправильному образу жизни. Если в организме не имеется отложений инородних веществ, то не может наступить и подобного состояния, при котором совершается их выделение и которое называют «лихорадкой» или «болезнью». С другой стороны, если организм чересчур отягощен инородными веществам», что, впрочем, всегда легко распознается по изменениям формы шеи, то долгое непоявление целительных кризисов следует считать неблагоприятным симптомом, ибо в данном случае получается одно из двух: либо организм уже не в силах вызвать целительный кризис и более или менее скоро погибает, либо он сохранил еще известную энергию, но, соответственно значительному накоплению инородных веществ, рано или поздно разражается настолько сильный кризис, что организм не в состоянии уже с ним справиться. Отсюда ясно, что частое появление кризисов или лихорадочного состояния при действительно отягщенном организме может оказывать лишь благотворное влияние, предотвращая опасность тяжелых заболеваний. При реем том, предпринимая лечение, не следует вызывать искусственно целительный кризис, как это нередко практикуют новички, злоупотребляя паровыми ваннами. Дело в том, что всякое поспешное, искусственно вызванное и чрезмерное усилие произвести кризис, ставит организм в невозможность справиться с предъявляемыми к нему требованиями и либо наносит ему чувствительный вред, либо, по меньшей мере, подготовляет весьма тяжелые последствия, которые можно было бы предотвратить при применении воздействия, приспособленного к силам данного организма. А всякой излишней боли следует избегать, как ради того, чтобы не быть обвиненным в причинении больному вреда, так и потому, что уже и без того лечение, при всей осторожности, неизбежно влечет за собой у очень многих людей неприятные болезненные ощущения, которые всякий желающий действительно стать вполне здоровым должен переносить мужественно и терпеливо.

«Сильно развитая мускулатура отнюдь не всегда служит признаком здоровья. Большинство никак не желает понять, что мускульная сила и здоровье не одно и то же и вовсе не представляют собою неразделенных понятий. Чрезмерное развитие ручных и ножных мышц происходит за счет других отправлений и главным образом силы нервной системы, которая у так называемых атлетов бывает обыкновенно очень слаба. С другой стороны, всякие мясистые утолщения на членах тела, как все неестественное и некрасивое, нарушают гармонию последнего. Утолщения эти к тому же образуются неестественными и равномерными движениями, а искусственными, односторонними, направленными к специальной цели. К тем частям, которые работают всего более, организм посылает наибольшее количество крови или, что то же, строительных материалов (а вместе с тем и большую часть болезнетворных веществ). Как скоро, следовательно, постоянно понуждают к деятельности одну и ту же часть тела, мускулатура последней, понятно, должна утолщаться и выдаваться по сравнению с окружающими частями тела. Очевидно, что такой односторонний процесс развития не дает решительно никакой гарантии в здоровье всего организма. Только полная равномерность и соответствие частей тела могут представить такое ручательство; ибо красота и здоровье суть равнозначущие понятия. Глаз, привыкший к гармонии человеческого тела, сейчас же заметит отклонения от нормальной формы, хотя бы они обнаруживались лишь в суставах пальцев, а тем более те, которые выражаются в мускулатуре профессиональных атлетов, между тем, как это почти невозможно для глаз современного поколения, ибо, при почти поголовном отягощении организмов инородными веществами утрачена и гармония членов и с нею вместе способность правильно оценивать ее. Замечает же ведь истинный знаток нормальных форм тела в знаменитейших скульптурных произведениях современного, а иногда и древнего искусства значительные, подчас патологические отступления, т.е. нарушения красоты, которых не в состоянии был различить даже глаз самого творившего художника. Надо ли после этого удивляться, что подавляющее большинство современного культурного человечества лишено верного представления о нормальной форме тела? Истинные образцы красоты мы, пожалуй, можем найти лишь в седой древности, а в наше время только у народов, еще ведущих вполне естественный образ жизни, например, не так давно показывающихся публично в Берлине сингалезов, которые у себя на родине держатся вегетарианского образа жизни и познакомили нас с образцами действительно идеального телосложения»
«Все вышеизложенное показывает, насколько в настоящее время неустойчиво понятие «здоровье» и «болезнь» и к какому минимуму сведена ныне нетребовательность по отношению к физическому самочувствию. Особенно чувствительно ощущается отсутствие в народной массе правильных представлений о здоровье и полное незнакомство с предупредительными мерами, представляемыми в наше распоряжение точным изучением форм человеческого тела, наукою, лишь в недавнее время примененную к практическим лечебным целям, благодаря инициативе выдающегося по уму и редкой наблюдательности человека. Наука эта, по счастью, не есть достояние какого-либо избранника, опирающееся на субъективное впечатление его зрения и осязания, это — искусство с объективными данными, которому можно научился, и которое уже создало целую школу. Мне думается, что примерами, взятыми из жизни, я достаточно резко отметил громадную разницу между ясными, как день, данными этой науки и господствующими народными воззрениями и в то же время указал на обширное поле, на котором нам предстоит двести немалую борьбу против предрассудков».

Вот что пишет Г. А. Зелье. С чувством известного удовлетворения, я познакомил тебя, дорогой читатель, с этой поучительной статьей, вышедшей из-под пера выдающегося, испытанного представителя «нового способа врачевания». Не правда ли, ты поражен? То, что ты и в самом себе, и в других людях считал до сих пор наиболее желательным и ценным признаком силы и здоровья, оказывается ничем иным, как заблуждением, болезнью. Здоровье современного человечества оказывается, по евангельскому выражению (Мф. 23, 27), лишь гробом окрашенным. Наше современное поколение высококультурных народов находится на пути несомненного вырождения. Наша физическая и умственная жизнь (хиреет под влиянием противоестественных условий, постепенно заполонивших наше существование. Мы живем чересчур скоро и чересчур искусственно; мы чересчур уклоняемся от правил, предписанных нам природой, и чем современнее, (моднее, роскошнее и утонченнее складывается наша жизнь, особенно в больших городах, тем она искусственнее и противоестественнее.

Уже простой взгляд на все нас окружающее убеждает нас в справедливости вышесказанного. Посмотрим хотя бы на наши жилища, при постройке которых мы так много заботимся о целесообразности, удобстве и уютности, — насколько они далеки от того, что безусловно необходимо для человека. Здоровым и полезным мы жертвуем в пользу приятного, а приятным — в пользу избыточного, роскошного и изнеживающего. Что иное, как не изнеживание, представляет собою «комфорт», к которому стремятся при устройстве жилищ? Мы всеми возможными способами изолируем себя от свежего воздуха, от оздоровляющего, укрепляющего и благодетельного влияния веществ, находящихся в атмосфере, от изменения температуры, которые нас закаляют, и приносят телу благотворно влияющее нарушение равновесия.

Своей одеждой и постелью мы, словно панцырями, замыкаемся от доступа воздуха, жертвуя и здесь полезным и необходимым и руководствуясь не законами гигиены, а указаниями легкомысленной и всенивелирующей моды. Если теперь кто-либо вздумает одеваться, соображаясь с собственным вкусом, потребностями и разумными гигиеническими правилами, то он прослывет за чудака, глупца и станет предметом посмешища и презрения. Таким образом, надо обладать редким запасом мужества и настойчивости, чтобы жить согласно своему благоусмотрению и руководствоваться только своими вкусами и потребностями.

Что мы едим и пьем? Только сильно приправленные, утонченнейшего состава кушанья и спиртные напитки, рассчитанные на раздражение нервов и чувств и на наркотическое действие алкоголя (одурманивание, опьянение). Простая, питательная, содержательная, преимущественно растительная пища, которая всего более способствует сохранению здоровья человека, и которая делала народы здоровыми, подвижными, деятельными, мудрыми и могущественными, в настоящее время составляет лишь удел немногих народов, и быстро исчезающего среднего сословия. Так называемый интеллигент стремится к утонченным и сильно приправленным блюдам, которые организм может выносить только благодаря разнообразию и постоянным переменам. Мясное питание взяло перевес над растительным, так как слабые, нервные натуры уже не в состоянии переносить простой, здоровой и грубой пищи: бобовых растений, злаковых, полезного и питательного отрубевого хлеба и освежающих и очищающих кровь плодов. Преимущественное же питание мясом имеет неизбежным последствием потребление спиртных напитков (см. главу «Что мы должны пить?»).

Как проводит день большинство «интеллигентов», наших так называемых «сливок общества?» Часть дня они спят, а большую часть ночи превращают в день. Профессор Реклам рекомендует (см. главу «Отдых и покой») всякому желающему быть здоровым и веселым делить день на три части: восемь часов для работы, восемь часов для отдыха и восемь часов для сна.

В чем всего лучше должен состоять отдых? После умственной работы в прогулках по городу, в энергичном движении до полного разогревания и выступания пота, оживляющего деятельность кожи, содействующего пищеварению, освежающего тело и ум, укрепляющего и закаляющего организм. После физической работы отдых должен состоять в бодрящей духовной пище. Что же делает большинство? Оно старается урезать по возможности больше времени от восьми часов, уделяемых сну, и от восьми часов, уделяемых работе, и прибавить возможно больше времени к восьми часам отдыха, который они посвящают не бодрящим и полезным для здоровья развлечениям, но возбуждающим и вредным для здоровья удовольствиям. Вместо целебных прогулок за город они занимаются праздношатанием, «гранением мостовых», расхаживанием по главным улицам, чтобы «себя показать и на людей посмотреть»; необходимый для них свежий воздух , они вдыхают в душных «людских хлевах» — театрах, концертных и иных залах, наполненных табачным дымом, запасом кухни, человеческими испарениями и т. п.; они «отдыхают» в лишенных воздуха ресторанах и «кофейнях» за возбуждающей карточной игрой и т. п. Там они проводят некоторое . время перед обедом, некоторое время после обеда и очень много времени вечером вплоть до глубокой ночи.

Правда, некоторые из так называемых «интеллигентов», стараются заменить чем-нибудь движения и прогулки за городом, составляющие прямую потребность нашей природы, они ездят верхом и катаются в экипажах, играют в крикет, крокет и кегли, гребут, катаются на велосипеде и т. д. Все это, однако, в большинстве случаев только «суррогаты», так как побудительными поводами к полезному самому по себе движению является исключительно желание следовать «моде» или увлечение «спортом»! К этому надо еще добавить, что при всех этих «оказиях» дело обязательно оканчивается основательною «выпивкою», так что полезное действие моциона обычно немедленно же парализуется «острым отравлением алкоголем».
Я мог бы бесконечно развивать эту тему, но думаю, что сказанного достаточно для того, чтобы тебе, дорогой читатель, стало вполне ясным, почему современное человечество хиреет, почему среди всех классов городского населения и особенно среди «высших», «обеспеченных классов» царят всевозможные болезни. Первый и самый распространенный симптом этого противоестественного состояния состоит обыкновенно в расстройствах пищеварения, затем уже дело доходит до дискразий, неправильностей кровообращения, геморроя, бледной немочи, нервных болезней, золотухи, бугорчатки и т. д.
Все это — «блага» (?) культуры; болезнь является необходимым последствием скученности культурного человечества в больших городах. Она есть результат современных общественных и экономических «порядков». Постараемся же произвести переворот мирным путем, возвращая людей к жизни, согласной с законами природы! Все вперед! Пусть всякий, каково бы ни было его состояние и положение внесет свою лепту в общее дело, начав устройство жизни согласно законам природы с самого себя! Сколько истины заключается в словах М. Нордау: «Природа показывает человеку, что он не может жить без пашни, что нива ему столь же необходима, как рыбе вода. Человек видит, что погибает, если его отрывают от земли, и что только крестьянин продолжает правильно размножаться и остается сильным и здоровым, тогда как город высасывает мозг из своих обывателей, делает их хилыми, лишает плодовитости и через два-три поколения стирает с лица земли; через сто лет от всех городов остались бы лишь одни кладбища, если бы убыль не пополнялась новым притоком сельских переселенцев. И все-таки человек с необыкновенным упорством бросает поля и нивы и стремится в город, отрывается от жизни и бросается в объятия смерти».