МАССАЖ И РАСТЯЖКА МЫШЦ
избавление от боли
оздоровление
гимнастика


Здоровье человека и его тело
Как быть здоровым и в городе
О системе Мюллера
Закаливание по системе Мюллера
Упражнения по системе Мюллера
Вы сами — свой первый врач
Правильное и сильное дыхание
Необходимые действия для сохранения здоровья в городе
Физическая сила зависит от воли
Как овладеть силами тела?
О системе Анохина
Ритмическая гимнастика
Зачем заниматься своим телом?
Учимся дышать через нос
Дыхательные органы и дыхание
Влияние желёз на здоровье
Упражнения по системе Анохина

Ритмическая гимнастика


Итак, теперь вы имеете здоровье, получили в обладание силу вашей наличной мускулатуры, и если вы еще достаточно молоды — более взрослые, конечно, останутся глухи к моим словам! — обратите внимание на ритмическую гимнастику Жака Далькроза. Мало иметь силы, надо уметь и выражать их так, чтобы выражение это было достойно человека, чтобы прирост силы физической сопровождался и общим ростом личности человека.

Познать себя — труднейшее из знаний; уметь выражать себя — необходимейшее из них для чисто практической жизни.

Ж. Далькроз, так же как и "Новая система", обращается главным образом к воле человека, по идет далее вглубь её психического строения, не только оживляя её энергию и прокладывая ей путь к мускульным волокнам, как делает „Новая система", но и вырабатывая ее самое, её упругость и сознательность воздействием ритма.

Цель ритмической гимнастики — создать в ученике прочную гармонию между движениями его тела и всем со-держанием его психики — его ощущениями, стремлениями, творчеством воображения и иными переживаниями — сделав тело послушным исполнителем воли и точным, быстрым и уверенным выразителем того, что происходить в душе

Обратиться к музыке, чтобы дать человеку в руки полное обладание его душевно - пластическими силами и средствами, это мысль, конечно, чрезвычайно счастливая, как и чрезвычайно простая и естественная. Далькроз как бы заставляет человека переживать звуки всеми фибрами тела, непреклонность музыкального ритма сообщая волевым движениям ученика. Ученик как бы опознает последовательно силы своего организма, проверяет их подчиненность своей воле и постепенно устанавливаете твердо свою власть над ними.

Обыкновенную гигиеническую гимнастику Далькроз превратил в ритмическую, внеся в нее ритм, и ритм не однообразный, но, напротив, разнообразный, который все время держите волю человека на чеку и в движепии, как и мускулы. В ритмической гимнастике движения следуют одно за другим не в затверженном вперед порядке, но по изменчивой указке ритма или играемой мелодии, так сказать, под диктовку её. Внимание чело-века все время занято. Воля его все время борется и побеждает препятствия. Каждое мгновение требуете от него настойчивости и уменья приспособляться. Его фантазия, способность гармонического внешнего выражения впутренних ощущений средствами физического тела, постоянно возбуждена, и при такой гимнастике, поэтому, развивается пе только тело, но и самая психика человека, его способность выражения внутренних ощущений внешними средствами, создавая ему уверенность в его силах, спокойную энергию и ясную, точную волю. Понятен горячий отзыв одного поклонника этой системы: „Только тот, кто сам испытал, может понять, и только тот, кто видел, может поверить, какое ощущение легкости, независимости и радости дают эти упражнения. Все время человек испытываете упоительное чувство победы над трудностью по-степенного превращения трудного в привычное, привычного в красивое. Замечательно при этом, что чувства эти не исчезают с прекращением урока — они сопровождают человека в жизнь, они влияют на его характер, его отношение к людям; они дают ему большое сознание своего „Я" без тени самомнения, удаляя в ребенке ненужную конфузливость, ломанье, жеманничанье, весь этот мусор, мешающий жить".

Именно в русских детях этого мусора, мешающего жить, этого неумения и робости прямо и смело выражать то, что происходить в душе, навалено обыкновенно особенно много.

Что стремится дать ребенку Ж. Далькроз — это хорошо выражает фраза, сказанная им одной из учениц: „Вы держитесь, точно вы воспитывались все время, держа чашку чая в руке".

Наткнулся на свое открытие Далькроз случайно. Будучи профессором пения в Женевской консерватории, он за-метил, что ученики лучше запоминают мелодию, если во время пения отбивают такт рукою. Некоторые, однако, и при этом никак не могли схватить мелодию. Далькроз однажды крикнул им: .так ходите, когда не можете отбивать!" Они стали ходить, на каждую четверть делая один шаг. Этим Далькроз заставил их всех телом ощущать ритм мелодии, и музыкальное сознание стало вырабатываться у самых безуспешных. Класс у Далькроза кончался всегда хождением под музыку. Шаги при этом стали отмечать не только четверти, но и всякое звуковое деление: сколько нот — столько шагов, и понемногу выработалась основная азбука движений, в которой руки отбивают такт, а ноги — ритм.

Упражнения ритмической гимнастики, как они ни просты, деятельно пробуждают в ученике чувство гармонии и в чрезвычайной степени развивают артистичность и музыкальность. После нескольких месяцев занятий, все дети в классе оказались обладающими так называемым „абсолютпым слухом", — т. е. когда им дают аккорд на фортепяно, они говорят, из каких именно нот этот аккорд состоит. Такого рода экзамен производится у нас в консерваториях только выпускному классу, и отметка „абсолютный слух" сравнительно очень редка и её удостаиваются лишь очень немногие ученики и ученицы.

До какой степени развивается обладание и управление пластическими средствами организма благодаря упражнениям в ритмической гимнастике, может показать одно из этих упражнений, состоящее в том, что ученик одновременно отбивает такт головою в две четверти, левою рукою в три четверти, правою в четыре четверти и ногами в пять четвертей. В жизни ему, конечно, не придется ни разу изображать собою подобную мельницу, но, без сомнения, такое точное и быстрое подчинение тела велениям воли и духа не однажды сослужить ему службу и в чисто практической жизни.

Без ритма нет гармонии. Там же, где человек ощущает гармонию, он ощущает наслаждение, и я не могу не верить свидетельству наблюдателей, которые подтверждают, что эта новая система воспитания человеческой психики внушает чувства жизнерадостности, воспитывая в человеке одновременно и дух повелевающий и тело повинующееся.

Один из очевидцев описывает урок в школе Ж. Далькроза, состоявший в ряде групповых движений под музыку: „Урок длился более часа, а ни у учащихся, ни у зрителей не замечалось утомления. Жизнерадостное чувство владело учащимися и царило в зале. Урок закончился очень бодрым отрывистым ритмом. Это было движете, скорее даже пляска, почти вакхического характера. Учащиеся исполнили его с большим подъемом, взявшись за руки и образовав неразрывный круг. А после, веселые и радостные, исчезли из зала.

„Веселые и радостные!" Да, именно так, ибо они за это время внутренне, конечно, сильно и глубоко отдохнули, побыв сами с собой и освежив себя духовно.

Совершенный вздор то, что говорилось некоторыми на съезде по детскому воспитанно в Спб. в 1912 г., будто гимнастика должна быть отдыхом и для внимания и потому должна идти „бессмысленно".

— Бедные дети напрягают внимание на уроках, и их заставляют работать вниманием еще и на гимнастике! Маленькие мученики!

Педагоги, говорившие это, не имеют представления что такое теперь гимнастика, даже самая механическая — „шведская". Ни один учитель гимнастики вам теперь не скажет, что движения гимнастические должны идти „бессмысленно". Напротив, каждый повторит вам:

— Если хотите успеха, направляйте внимание на мускулы, которые работают у вас. Сделав „без внимания" десять раз скомандованное вам движение, вы окрепнете меньше, чем если вы сделаете то же движение шесть раз, но со вниманием и направляя вашу волю в сокращающиеся мускулы.

— Но нет, нет, — пусть отдыхают детишки!!

— А всего лучше спросите их сами — какая гимнастика им более понравится: та ли, которую они чувствуют всем существом и в которой поступают по внутренним велениям своим, или та, где им командует вахмистр: „На носки подым-а-а-йсь! На пятки опуска-а-й-сь!" и они должны делать механически именно то же самое, что и все другие? Отдыхать можно не одним „бездумным" лежанием, но и переменой среды и ощущений, — ведь в этом половина смысла самого „гигиенического" отдыха — прогулок!

Помню я эти уроки шведской гимнастики в большие перемены в гимназии — „для отдыха"! Только что перед тем мы часа два спрягали греческие и латинские глаголы — и отдых: шведская гимнастика! Ходи, прыгай, приседай, все — как все, именно как все и чем более как все, тем — правильнее! Были спряжения латинския, теперь спряжения гимнастические, а там после „отдыха" — спряжения алгебраические и географические.

И это педагогика!! Даже и отдых — по команде!

Ритмическая гимнастика имеет слишком серьезные и важные задачи и она едва-ли у места, как отрывок для отдыха среди других занятий. Но даже и в такой роли она среди обычных школьных уроков дает детям истинный отдых, более глубокий и благодетельный, чем самая „бездумная" гимнастика, тем, что отдых этот — не отрицательный, а положительный. Он не пусть от всякого шевеления мысли, а наполнен весь распусканием и расцветом самой личности ребенка, совсем задавленной решеткой казенной педагогики. Ею затрагиваются совсем новые струны в душе ребенка, которая оживляется совсем новыми ощущениями, при чем прочие струны, задерганные „бездумной" педагогикой до отказа, отдыхают именно особенно глубоко!

Далькроз сумел среди уроков вдруг отнестись к ребенку, как к взрослому, призвать его внимание к его внутреннему миру, к его личным ощущениям. Ребенок двигается в толпе других, но перед этими звуками он чувствует себя как бы совершенно одиноким, одним. Следуя внушению музыки, он делает движения, но не вслед за другими, это было бы уже и поздно, а как поднимается в нем самом сознание и чувство, что делать нужно именно то и это... И в этих ощущениях роста своей личности — отдых для него и укрепление сил более счастливые, радостные и полные, чем целые часы „бессмыслен-ной" шагистики и приседаний во славу какой-то ныне нигде не существующей „бессмысленной" гимнастики!

Для некоторых педагогов все это ново и нежданно.

Как жаль!